Музейная практика культурологов в Русском музее в Санкт-Петербурге (отчет).

Студентам II и III курсов дневной формы обучения факультета философии и социологии, направления «Культурология» Башкирского государственного университета (г. Уфа), с 08 по 17 августа 2018 года представилась уникальная возможность пройти производственную практику (музейная практика и научно-исследовательская работа) в Государственном Русском музее г. Санкт-Петербурга. Расположен он на одной из самых красивых площадей города – площади Искусств, первый музей в России, посвященный изобразительному искусству, основанный Александром III.

Практиканты познакомились с основными направлениями деятельности Русского музея, с экспозициями дворцов музея - Михайловского, Мраморного, Строгановского - и Михайловского замка, работой Центра мультимедиа, временной выставкой «К.С. Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения».
В ходе практики был проведен сбор и дальнейшая проработка информации в соответствии с темой проекта: «К 120-летию Русского музея», где каждый мог поделиться своим впечатлением от прохождения практики в Русском музее. За данный период были приобретены бесценные знания, полученные от специалистов методического отдела Русского музея.

 

Путешествуя по летнему саду, студенты ближе познакомились с садово-парковым искусством, узнали о делении садов на регулярный и пейзажный типы, термины, относящиеся к садово-парковому искусству – боскеты, трельяжные решетки, посадка шпалерой, а также структура сада и его история, создание.

Фонтан «Лакоста» 1736 год.

Фонтан «Лакоста», построенный предположительно в 1736 году, назван в честь одного из придворных шутов – Лакосты, служившего, начиная с Петра I, четырем российским монархам. Благодаря расчистке и консервации фонтанных конструкций появилась возможность музеефикации водомета.

В Западном павильоне Михайловского замка студенты посетили Центр мультимедиа, не имеющий аналогов в России, погрузились в интерактивное мультимедийное пространство.

Яркие впечатления оставила интерактивная книга о заграничном путешествии великого князя Павла Петровича. Студенты успешно апробировали возможности применения Kinect: возможность учиться в играх, приобретая не только знания и интеллектуальные умения, но и моторные навыки. Техно-игровой маршрут (кинект-викторина) дает возможность проверить уровень знаний в тестовом формате.

Виртуальная примерочная создала возможность увлекательного погружения в эпоху конца XVIII века. Для студентов была проведена лекция о развитии мультимедийных возможностей в музейном деле, о перспективах развития виртуальных выставок и трудностях перенесения подлинных шедевров в цифровой вариант.

По словам студентов:  «…это для нас шок-сенсация, которую мы не ожидали увидеть. Виртуальные книги, которые имели корешок и страницы, но были пустыми внутри, неожиданно заполнялись информацией, которая с помощью анимации появлялась снова и снова. Полностью оснащённые кинозалы, заполненные проектами по кругу, развлекательные игры и программы, с помощью которых мы смогли примерить на себя образы императоров».

Программа практики включала также знакомство с музеем-памятником «Исаакиевский собор», основными экспозициями Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

В отделе гравюры ХVIII-ХХ вв. - познакомились с видами печатной графики. Изучены технологии печатной графики, произведен анализ каждого вида рекламного плаката – торгового, плаката-кино, театрального, книжного и т. п. Знакомство с крупнейшими мастерами советского плаката, первыми создателями плакатов, таких как Д. Моор, А. Родченко, А. Дейнека, братья Стенберги, Д.Буланов, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени и другие. Ознакомиться с развитием печатных плакатов в России, их предназначении в период Гражданской войны, о способах их хранения и реставрации.

Не так просто было оказаться в открытых современных музейных фондохранилищах. Для нашей группы было организовано посещение очередной музейной площадки, ознакомление с основными ценностями, находящимися в хранилищах. На лекциях речь шла об открытом фонде скульптуры XX-XXI в., о новых формах и технологиях хранения.

В результате прохождения практики, поставленные задачи были решены в полном объеме, приобретены профессиональные компетенции (профессиональные умения, навыки и опыт профессиональной деятельности). В зале заседаний учёного совета Михайловского дворца были предоставлены итоговые работы, музейные проекты, посвященные к 120-летию Русского музея на тему «Русский музей: 1898-2018».