Профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики

О кафедре | Сотрудники | Студентам | Аспирантам | Новости | Контактная информаци

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гаязов Альфис Суфиянович, 

заведующий кафедрой педагогики,

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, 

Президент Академии наук Республики Башкортостан.

В 1977 году окончил факультет русского языка и литературы Бирского государственного педагогического института. В 1977-78 годах работал освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ института, в 1978-80 года служил в рядах Советской Армии, в 1980-83 годах работал младшим научным сотрудником проблемной лаборатории АПН СССР при институте. В 1986 году закончил аспирантуру при кафедре педагогики Челябинского государственного педагогического института и проработал в Бирском педагогическом институте старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики (1986-1987 гг.), деканом факультета (1987-1998 гг.). С января 1998 года – заведующий кафедрой педагогики Башкирского государственного педагогического университета, с 2000 года – директор Института педагогики.

С 2011 года – министр образования Республики Башкортостан.

С октября 2015 года – Президент Академии наук Республики Башкортостан.

Доктор педагогических наук (1996 г.), профессор (1997 г.), член-корреспондент РАО (2009 г.).

Отличник просвещения РСФСР (1989 г.), Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2000 г.), Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2006 г.), награжден медалью К.Д.Ушинского (2015 г.).

А.С.Гаязов является разработчиком Закона Республики Башкортостан «Об образовании в РБ, концептуальных аспектов Программ развития образования, концепций гражданско-правового воспитания подрастающих поколений. Под его руководством по проблеме в Республике Башкортостан проведено более 30 научно-практических конференций.

Сфера научных интересов: теория и методология модернизации федеральной, региональной и муниципальной систем образования и формирования гражданина в федеральном и этнонациональном пространстве через разнообразные виды деятельности. 

При содействии профессора А.С. Гаязова ежегодно проводятся научно-теоретические и научно-практические конференции, круглые столы, семинары по актуальным вопросам создания единого федерального и регионального образовательного пространства. 

Основные идеи, содержащиеся в публикациях А.С.Гаязова, активно внедряются в образовательный процесс Республик Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Мари-Эль, Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и других регионов РФ.

Результаты исследований А.С.Гаязова находятся в русле модернизации образования, содействуют реализации Государственных образовательных стандартов.

Под руководством А.С.Гаязова подготовлены и защищены 6 докторских и 39 кандидатских диссертаций. Является членом диссертационного совета по защите докторских диссертаций при Башкирском педагогическом университете, активно сотрудничает с диссертационными советами других вузов (Казанский федеральный университет, Челябинский, Самарский, Екатеринбургский педуниверситеты). Как научный руководитель, А.С.Гаязов определяет перспективные направления научной деятельности соискателей и аспирантов.

В последние годы член-корреспондент РАО профессор А.С.Гаязов активно руководит грантами объемом более 25 млн. рублей, вовлекая в исследования до 70 исполнителей из различных вузов республики. (Проект № 2.2.1.1/6608 АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы; «Урал, история, экономика, культура» ГНТП РБ (РГНФ).

Исследования А.С. Гаязова обеспечивают государственные интересы в сфере развития и модернизации образования, по своим масштабам могут быть сопоставимы с соответствующими зарубежными аналогами и в отдельных направлениях являются более выигрышными.

Основные публикации: 

Опубликованные монографии содержат методологию и теорию создания формирующего гражданина единого образовательного пространства:

  1. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. – Челябинск: ЧГПУ, 1995, 238 с.;
  2. Общество, государство: воспитание гражданина. – Уфа: БГПИ, 1998, 90 с.;
  3. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. – Уфа: БГУ, 2000, 197 с. (в соавторстве);
  4. Общество, государство: воспитание гражданина. – Изд. 2-е, доп. – Уфа: БГПУ, 2001, 117 с.;
  5. Образование и образованность гражданина в современном мире – М.: Наука, 2003, 258 с.;
  6. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Уфа: ДПС, 2005, 187 с. (в соавторстве);
  7. Образование как пространство формирования личности гражданина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006, 192 с.;
  8. Семь проблем современного образования – Уфа: Вагант, 2008, 236 с.;
  9. Образовательная политика Российской Федерации и стратегии развития образования. – Сургут: Винчера, 2009, 304 с. (в соавт.);
  10. Лидирующая роль образования в обществе: Уфа: изд-во БГПУ, 2011, с. 152 с.;
  11. Этнообразовательное пространство и развитие современного образования. – М.: Дрофа, 2012, 168 с.
  12. Развитие этнообразовательного пространства и интернационализация современного образования. – М.: Академкнига, 2014, 166 с. и др.
  13. Совершенствование правового поля образования: методология, теория, практика регионов: Монография. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2015. – 109 с.; 
  14. Малая и большая родина гражданина. "pax kazanchi": Монография.- Уфа: Издательство "Гилем",  2016. -412с.

В образовательном процессе вузов и школ используются 3 учебных пособия и 9 программ развития этнообразовательного пространства Республики Башкортостан. 

 

 

 

Султанова Роза Миниахметовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БашГУ,

Отличник образования Республики Башкорстан, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2015 г.); награждена памятным знаком "За личный вклад в развитие дефектологии" (2017г.),

удостоена звания "Почетный работник сферы образования Российской Федерации" (2018г.)

 

В 2000 г. окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М. Шолохова, получив специальность «Специальная психология». В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда в учебно-педагогической, производственной практики повышенного уровня».  

В 2006 г. присвоено звание доцента по кафедре специальной педагогики и психологии.

С 2001 по 2014 гг. работала в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.

С 2014 г. работает на кафедре педагогики Башкирского государственного университета, участвует в профессиональной подготовке бакалавров по направлению "Специальное дефектологическое образование", является руководителем курсов профессиональной переподготовки по программам "Логопедия", "Олигофренопедагогика", "Специальная психология".

 Преподаваемые дисциплины: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Семейное воспитание детей с ОВЗ», «Профессиональная этика» и др.

 Сфера научных интересов: компетентностный подход к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов.

В рамках организации научной работы студентов принимает участие в проведении ежегодных научно-практических конференций. В 2008 году присвоено звание «Отличник образования Республики Башкортостан».

Основные публикации:

  1.  Султанова Р.М., Хакимов Э.Р. Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы на этапе обучения в вузе: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 87 с.
  2. Аслаева Р.Г., Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Формирование профессиональных навыков будущих учителей-логопедов в период прохождения практики. Серия «Учись быть логопедом». Выпуск № 1: учебное пособие. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 82 с.
  3. Аслаева Р.Г., Митяева В.Г., Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Подготовка будущего учителя-логопеда к коррекционно-педагогической деятельности. Серия «Учись быть логопедом» Выпуск № 2: учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 82 с.
  4.  Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Педагогическая теория в деятельности будущего учителя-логопеда (тестовые контрольные задания определения уровня готовности студентов для прохождения производственной практики). Серия «Учись быть логопедом»: Выпуск № 3. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 79 с.
  5. Туктарова Р.М., Митяева В.Г., Шленкина Л.К., Султанова Р.М. Подготовка будущего учителя-логопеда к коррекционно-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие. - ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 180 с.
  6. Туктарова Р.И., Гаязова Г.А., Султанова Р.М. Организация коррекционно-педагогической деятельности специалиста-дефектолога с семьей: учебно-методическое пособие. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2012. - 172 с.
  7.  Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.
  8.  Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития //  Общество. 2014. - № 2 (2). - С. 26-30.
  9.  Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений // Образование: традиции и инновации Материалы VIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015. С. 446-448.
  10. Опыт изучения лингвистических особенностей социального привлечения граждан в секты и иные депрессивные, энтропийно организованные сообщества//Д.Г, Рыбаков, Е.В. Рыбакова , Р.М. Султанова, Г.А. Гаязова /pem: psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. С. 267-287.

  11. Intersubbect component in the child support system with autism spectrum disorder/ R.M. Sultanova., G.A. Gayazova, E.V. Rybakova / Международной научно-практической конференции Теоретические и прикладные проблемы психологического здоровья и экологии человека . Уфа, 2017. С. 62-65.

  12. Особенности лексических компетенций современных детей // Е.В.Рыбакова., Р.М. Султанова., Г.А. Гаязова, Д.Г.Рыбаков /Colloquium-journal. 2018. № 9-4 (20). с. 55-56.

  13. Интегрирующий ресурс мотивационного кафе  / Е.В.Рыбакова ., Р.М. Султанова, Г.А. Гаязова/ Сolloquium-journal. 2019. № 2-4 (26). с. 50-51.

 

Гаязова Гульшат Анифовна,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики БашГУ,

Отличник образования Республики Башкорстан,

Почетный работник высшего профессионального образования Республики Башкортостан,

награждена памятным знаком "За личный вклад в развитие дефектологии" (2017г.)

 

В 1981 году окончила Башкирский государственный медицинский институт им. XV-летия ВЛКСМ по специальности «Лечебное дело», получив квалификацию «Врач-лечебник». С 1981 по 1993 гг. работала преподавателем невропатологии и психиатрии в Бирском медицинском училище, детским невропатологом в Бирской центральной районной больнице.

С 1993 по 1999 гг. – психиатр, зав. психиатрическим отделением Бирской ЦРБ. В 2000 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук на тему: «Медико-социальные и психологические аспекты состояния здоровья населения пенсионного возраста на примере малого города».

С 2006 по 2014 гг. работала на кафедре специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

С 2014 г. - доцент кафедры педагогики Башкирского государственного университета. Является руководителем курсов профессиональной переподготовки по программам «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Сфера научных интересов: организация первичной профилактики нервно-психических расстройств; Организация медико-социальной помощи населению пенсионного возраста и пути оптимизации управления их здоровьем.

Преподаваемые дисциплины: «Психопатология», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения», «Психомоторное развитие в раннем онтогенезе и его нарушения».

Основные публикации:

  1.  Гаязова Г.А. Педагогические и медицинские аспекты предупреждения нарушений самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6 (37). - С. 23-28.
  2.  Туктарова Р.И., Гаязова Г.А., Султанова Р.М. Организация коррекционно-педагогической деятельности специалиста-дефектолога с семьей: учебно-методическое пособие. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2012. - 172 с.
  3.  Гаязова Г.А. Особенности профессиональной подготовки бакалавров, работающих в системе обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики Альманах Казанского федерального университета. Под ред. А.И. Ахметзяновой. Казань, 2013. С. 35-38.
  4. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.
  5.  Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития //  Общество. 2014. - № 2 (2). - С. 26-30.
  6. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений // Образование: традиции и инновации Материалы VIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015. С. 446-448.
  7. Опыт изучения лингвистических особенностей социального привлечения граждан в секты и иные депрессивные, энтропийно организованные сообщества//Д.Г, Рыбаков, Е.В. Рыбакова , Р.М. Султанова, Г.А. Гаязова /pem: psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. С. 267-287.
  8. Intersubbect component in the child support system with autism spectrum disorder/ R.M. Sultanova., G.A. Gayazova, E.V. Rybakova / Международной научно-практической конференции Теоретические и прикладные проблемы психологического здоровья и экологии человека . Уфа, 2017. С. 62-65.
  9. Особенности лексических компетенций современных детей // Е.В.Рыбакова., Р.М. Султанова., Г.А. Гаязова, Д.Г.Рыбаков /Colloquium-journal. 2018. № 9-4 (20). с. 55-56.
  10. Интегрирующий ресурс мотивационного кафе  / Е.В.Рыбакова ., Р.М. Султанова, Г.А. Гаязова/ Сolloquium-journal. 2019. № 2-4 (26). с. 50-51.

Гурова Елена Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

 

Окончила Башкирский государственный университет по специальности Биология с присвоением квалификации «биолог, преподаватель биологии и химии». 

С 1989 г. социальным педагогом в общеобразовательной школе,  в дальнейшем учителем биологии и химии.

С 1996 работала в «Республиканском центре социально — психологической помощи семье, детям, молодежи».

С 2004 года начало работы в системе высшего образования в БГПУ им.Акмуллы с преподаванием дисциплин  психолого — педагогического цикла.

В 2005 году защитила  диссертацию на соискание степени кандидата педагогических  наук на тему: «Индивидуальная работа социального педагога городской общеобразовательной школы с семьями «трудных подростков».

Сфера научных интересов: проблемы развития  и социализации детей, взаимодействие образовательного учреждения с семьей и социумом, применение ИКТ технологий в образовательном процессе, управление в системе образования.

Преподаваемые дисциплины: Педагогика», «Педагогика и психология высшей школы», «Введение в педагогическую деятельность».

Основные публикации:

Опубликованные монографии, методические пособия

Профессиональная ориентация старших подростков на основе дополнительных общеразвивающих программ частной организации в моногороде (на материалах Башкортостана) Монография [Текст]/ Уфа: Издательство ИРО РБ  – 2016. - 164 с.  Гуров В.Н.,Лютова Г.Р.Гурова Е.В.;

Индивидуальная работа социального педагога городской общеобразовательной школы с семьями «трудных» подростков Монография [Текст]/ Ставрополь СПИПКРО – 2005 - 154 с. Гурова Е.В.; 

Социальный педагог  и семья «трудного» подростка: индивидуальная работа в условиях городского социума: учебное пособие. - Ставрополь: Литера, 2007 — 134 с. Гуров Е.В.;  Гуров В.Н., Мазитов Р.Г., Гуров Д.В., Гурова Е.В., Исламов P.P., Чурсина П.В., Лютова Г.Р., Калугин Д.М., Каримов Ф.Ф., Иванцова Н.А., Хамзина Е.В., Дайнова Г.З., Малышко С.В.

Теория и практика повышения качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организации: учебно-методическое пособие. - Уфа: АЭТЕРНА, 2019, - 171 с.

  1. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию //Р.Р.Исламов, В.Н.Гуров,  Е.В. Гурова, Д.В.Гуров / Мир науки, культуры,образования №3 (76) 30 июня 2019   С.159
  2. Смешанное обучение в высшем, профессиональном и общем образовании в контексте повышения качества// Гуров В.Н., Гуров Д.В., Гурова Е.В., Иванцова Н.А./Инновации в образовании. 2018. № 7. С. 119-129.     
  3. Современная модель профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных организаций в свете требований фгосов и профстандарта// Гуров В.Н., Гурова Е.В., Каримов Ф.Ф./ Инновации в образовании. 2017. № 4. С. 21-34.         
  4. Зауралье Башкортостана: инновационный вектор в подготовке конкурентных рабочих и специалистов среднего звена// Гурова Е.В., Каримов Ф.Ф., Гуров В.Н./ Инновации в образовании. 2017. № 8. С. 5-13.
  5. Реализация воспитательного потенциала семьи в современном обществе//Гуров Д.В., Гурова Е.В/ Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 241-243.      
  6. Воспитательная функция семьи// Гуров Д.В., Гурова Е.В., Гоцкая Н.Р./Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 191-193.
  7. Классификация неблагополучных семей/ Гуров Д.В., Гурова Е.В./Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 193-195.
  8. Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления "начальное образование" (краеведческий аспект предметных областей "изобразительное искусство" и "технология")// Савельева Е.А., Гурова Е.В., Юнусова А.Г., Фаткуллина Л.К., Нестерова Н.С., Савельева Л.А/ Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 8.      
  9. Формирование ключевой компетенции "толерантность" у руководителей образовательных организаций// Гурова Е.В., Каримов Ф.Ф./Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 134-139.      
  10. Институт педагогики в контексте новых вызовов времени: новая школа и инновационные специалисты// Гуров В.Н.,  Гурова Е.В.., Левина И.Р./Инновации в образовании. 2012. № 7. С. 19-32.        
  11. Инновационная школа и задачи института педагогики в подготовке специалистов нового типа// Гуров В.Н., Гурова Е.В., Дайнова Г.З., Левина И.Р., Шабаева Г.Ф., Мубинова З.Ф./Педагогический журнал башкортостана. 2011. № 6 (37). С. 29-36.      
  12. Социальный педагог городской школы: теория и практика работы// Гурова Е.В./Вестник ставропольского государственного университета. 2010. № 1. С. 34-40.

Кузнецова Инна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

 

В 2003 г. Окончила Бирский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с присвоением квалификации «Педагог-психолог»

с 2006г. работала в Бирском филиале  БашГУ на кафедре «Педагогика и методика дошкольного и начального образования»

в 2012 г. защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических  наук на тему: «Становление валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности»

С 2013 по 2015г. занимала должность заместителя декана по воспитательной работе факультета педагогики Бирского филиала БашГУ

С 2015-2017 г. являлась руководителем инновационных площадок на базе МАДОУ детский сад № 14 «Ласточка», тема исследования «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста через интегративные игры и игровые упражнения»; МАДОУ №13 «Ромашка», тема исследования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», МАДОУ №2 «Дюймовочка», тема исследования «Олимпийское движение в дошкольном возрасте» г. Бирск.

В 2018г. прошла профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Специальный психолог. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Перечень преподаваемых дисциплин: Педагогика; Обучение продуктивным видам деятельности и труду; Диагностика и консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья;  Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе дошкольников; Методика преподавания изобразительной деятельности (специальная); Здоровьесберегающие технологии обучения лиц с ОВЗ

Сфера научной деятельности:  Формирование профессиональной компетентности педагогов-дефектологов  к  реализации здоровьесберегающих  технологий в образовательных организациях

Основные публикации монографии, методические пособия:

  1. Подготовка студентов к формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста /Кузнецова И.В. -Санкт-Петербург, 2018. 174 с.
  2. Формирование валеологической культуры у младших школьников во внеучебной деятельности / И.В. Кузнецова, Н.С. Белобородова.- Бирск: Бирск. гос. соц.- пед. акад., 2010. – 89с.
  3. Технология подготовки бакалавров дошкольного образования к реализации ФГТ в ДОУ / И.В. Кузнецова, И.А. Сулима, М.С. Черникова, Н.С. Белобородова , Л.Р. Белобородова.- Бирск: Бирск.фил. Баш.гос. ун-та, 2013.-118 с.
  4. Технология подготовки, проведения и оформления выпускного квалификационного исследования/ И.В. Кузнецова, И.А. Сулима, М.С. Черникова, Н.С. Белобородова , Л.Р. Белобородова. - Бирск: Бирск.фил. Баш.гос. ун-та, 2013.- .63с
  5. Подготовка магистранта-исследователя в системе вузовского образования/ Н.С. Белобородова, И.В. Кузнецова, И.А. Сулима, М.С. Черникова,  Л.Р. Белобородова.- Бирск: Бирск.фил. Баш.гос. ун-та, 2016.- 67  с.
  6. Интегрированные  игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию детей  дошкольного возраста/ И.В. Кузнецова.- Бирск.фил. Баш.гос. ун-та, 2017., - 67 с.