Об Институте экономики, финансов и бизнеса (ИНЭФБ)

Гришин Константин Евгеньевич                                                                                                                              1                  
И.о директора Института экономики, финансов и бизнеса
доктор экономических наук, доцент
Гришин Константин Евгеньевич
 

Институт экономики финансов и бизнеса (ИНЭФБ БашГУ) ведет свою славную историю от экономического факультета организованного в структуре БашГУ в 1988 году.  Открытие отдельного экономического факультета в Университете было обусловлено начавшимся переходом нашей страны к рыночным отношениям, что привело к росту спроса экономики и социальной сферы республики на экономические и управленческие кадры, адаптированные к работе в рыночных условиях. За время работы экономическим факультетом, а затем Институтом экономики финансов и бизнеса подготовлено более 10 тысяч высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, как нашей Республики, так и других регионов страны.
На текущем этапе своего развития Институт экономики финансов и бизнеса представляет собой современную образовательную площадку инновационного типа,  на которой осуществляется реализация усовершенствованной образовательной модели, предполагающей подготовку специалистов с мультипотенциалом (T-shaped-специалистов) в рамках которой делается  ставка на развитие у студентов ИНЭФБ не только профессиональных навыков по выбранному направлению подготовки, но и целенаправленное и последовательное формирование у них навыков soft-skills, дополнительных цифровых компетенций (digital competencies), навыков самостоятельной предпринимательской и инновационной деятельности.

1
Отличительной особенностью организации образовательного процесса в ИНЭФБ БашГУ является ставка на  формирование у студентов ИНЭФБ жизненной и профессиональной позиции в основе которой лежит принцип непрерывного обучения (lifelong learning) то есть  внутренней осознанной потребности в непрерывном развитии профессиональных и личных компетенций в течение всей жизни. 
Миссия нашего Института сформулирована следующим образом: подготовка для экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Башкортостан и других регионов России высококвалифицированных специалистов, обладающих современными экономическими, управленческими, предпринимательскими и цифровыми знаниями и компетенциями, позволяющими им быть конкурентоспособными на рынке труда.
В основе организации образовательного и научно-исследовательского процесса ИНЭФБ лежит  реализация  полного спектра основных и дополнительных образовательных программ в области экономики, финансов,  менеджмента и предпринимательства.  В  институте сформирована полноценная экосистема экономического образования, включающая в себя многоуровневую систему подготовки высококвалифицированных кадров: бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы дополнительного образования.  На площадке института функционирует объединенный (совместно с УГНТУ) совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим научным направлениям 08.00.01 – Экономическая теория; 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями, региональная экономика).2
В настоящее время в ИНЭФБ обучается более 1800 студентов по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Бизнес-информатика», «Торговое дело», подготовку которых осуществляют более 135 преподавателей, из которых более 85% имеют ученую степень кандидата и доктора наук. Кроме того к образовательному процессу активно привлекаются практики и представители работодателей: руководители и специалисты управлений, департаментов и отделов ведущих государственных и частных компаний, сотрудники государственных структур, учредители и владельцы собственных бизнесов, сертифицированные бизнес-тренера.   В структуре института работают 7 кафедр: инновационной экономики (заведующий – д.э.н. Валинурова Л.С.), макроэкономического развития и государственного управления (заведующий – д.э.н. Янгиров А.В.), общей экономической теории (заведующий – д.э.н. Россинская Г.М.), социологии труда и экономики предпринимательства (заведующий – д.э.н. Гришин К.Е.), управления проектами и маркетинга (заведующий – д.э.н. Янгирова Е.И.), финансов и налогообложения (заведующий – к.э.н. Галимова Г.А.), цифровой экономики и коммуникации (заведующий – д.э.н. Бахитова Р.Х.).
3Визитной карточкой и одним из брендов Института экономики финансов и бизнеса стала программа двойных дипломов ИНЭФБ БашГУ и Ляонинского университета (КНР) по направлению подготовки «Экономика» профиль «Международный бизнес» которая является одной из самых популярных и востребованных среди абитуриентов, поскольку позволяет получить одновременно китайское и российское образование.
Огромное значение в Институте уделяется научной работе как фундаментального, так и прикладного характера. В настоящее время в Институте созданы и успешно развиваются, признанные научным и экспертным сообществом,  фундаментальные научные школы: региональной экономики (руководитель – профессор К.Н. Юсупов); инновационной экономики (руководитель – профессор Л. С. Валинурова); математической статистики (руководитель – профессор Р.Х. Бахитова); экономики и социологии труда (руководитель – профессор Ф.У. Мухаметлатыпов); экономической теории (руководитель – профессор Г.М.Россинская). В Институте работает научно-исследовательская лаборатория исследования социально-экономических проблем (заведующий – к.т.н. Лакман И.А.) , сотрудники которой с использованием самых современных исследовательских инструментов (в том числе цифровых технологий)  решают научно-прикладные  задачи в самых различных областях экономики и социальной сферы.4
Одним из главных прикладных направлений научной работы Института являются фундаментальные и прикладные исследования различных областей региональной экономики с использованием экономико-математических инструментов, направленных на обоснование стратегии и решение текущих задач социально-экономического развития нашей республики. В рамках данной работы Институт стал участником разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. Необходимо отметить, что ученые Института активно участвуют в решении научно-исследовательских задач социально-экономического развития нашей республики, как через систему грантов, так и на основе прямых договоров с государственными и негосударственными структурами. За время своего развития у института сложились устойчивые образовательные и научные связи с ведущими российскими и зарубежными вузами и научными центрами.
Одним из серьезных достижений университета стала победа в конкурсе программ стратегического развития университетов, благодаря которой   5Институт посетили отечественные и зарубежные светила науки: член-корреспондент РАН, заместитель директора Института экономики РАН Д.Е. Сорокин; член- корреспондент РАН, председатель Ассоциации российских банков Г.А.Тосунян; профессора МГУ К.А. Хубиев, Р.А. Мусаев; профессор Киевского национального университета им Шевченко А.А. Старостина; депутат Госдумы РФ, президент ассоциации региональных банков РФ А.Г. Аксаков; профессор университета г. Вупперталь  Фолькер Ронге; сотрудник Департамента (Факультета) банкинга и управления бизнесом Diplom-Kauffrau (Univ.) Александра Оттлер. В институте с лекциями также выступили А.П. Горяев, ведущий научный сотрудник ЦЭФИР, профессор финансов имени компании UBS AG, директор программы «Магистр финансов» Российской экономической школы; А.Ю. Чепуренко , доктор экономических наук, декан социологического факультета НИУ ВШЭ, заведующий сектором ИС РАН; И.С. Троекурова, заведующий кафедрой экономической теории Саратовской государственной юридической академии; В.М. Полтерович, академик РАН, зав. лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН, заведующий сектором макроэкономики Института экономики РАН, заместитель директора Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова; О.Дж. Говтвань, заведующий лабораторией монетарных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; Эрик Делаттрэ, ассистент-профессор экономического факультета Университета Сержи-Понтуаз (Франция);    А.Г. Аганбегян, академик РАН, заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и многие другие.5
Одним из ключевых направлений в работе Института экономики, финансов и бизнеса  является деятельность по формированию у студентов  активной жизненной позиции, которая реализуется путем  вовлечения их в общественно – культурную и спортивную жизнь. В Институте применяется личностно-дифференцированная концепция образования, позволяющая студентам раскрыть свой личностный потенциал и реализовать свои творческие и социальные интересы. Большую роль в общественной жизни играет студенческое самоуправление. На площадке ИНЭФБ активно работает Профбюро студентов, которое является вдохновителем и организатором студенческого общественного движения. В рамках этого движения  студенты   активно участвуют в общественной, культурной и спортивной жизни университета. Творческий коллектив студентов института ежегодно становится победителем или призером межфакультетских и внутривузовских конкурсов, таких, как КВН, «Студенческая весна», «Татьянин день» и др., а команда «Панда - ИНЭФБ» является одним из лидеров городской лиги КВН. Спорт в институте экономики, финансов и бизнеса занимает свое особое и почетное место. Студенты института принимают активное участие в соревнованиях по различным видам спорта   демонстрируя высокие результаты. Выпускниками Института являются известные спортсмены, мастера спорта, участники и победители  олимпийских и параолимпийских игр, призеры чемпионата России, Европы и мира.
 В Институте ведется большая работа по  содействию трудоустройству студентов – выпускников. Институт активно взаимодействует с организациями – работодателями, в числе которых как органы государственной (муниципальной) власти и некоммерческие организации, так и крупные коммерческие компании и холдинги. В течение всего периода обучения на системной основе и в различных форматах организуются встречи с   потенциальными работодателями, что дает возможность студентам рассматривать различные варианты трудоустройства.   
8В целом выпускники Института обладают высоким уровнем конкурентоспособности на рынке труда и успешно выстраивают свои профессиональные карьеры в различных отраслях экономики, социальной сферы и даже в масс-медиа, являясь популярными ведущими аналитических и экономических программ.  Заинтересованность в выпускниках ИНЭФБ проявляют органы государственной власти и крупные государственные корпорации. Выпускники Института, продолжают обучение в магистратурах Германии, Франции, Китая и США подтверждая высокий уровень своей квалификации.
В настоящее время перед коллективом института стоят новые задачи и вызовы обусловленными современными трендами развития экономики, технологий и общества. С учетом существующих и перспективных тенденций Институтом экономики финансов и бизнеса разработана программа стратегического развития, которая опирается  на модель «Университет 4.0», предполагающую интегрированную реализацию образовательных, научно-исследовательских, инновационно - предпринимательских и социальных функций в процессе осуществления деятельности с использованием проектного подхода. Основные приоритеты в стратегии развития Института это цифровизация, глобализация и сетевизация образования и научно-исследовательской деятельности. С учетом тенденций развития рынка труда, в том числе и возникновения потребностей в новых профессиях и профессиональных компетенций предполагается актуализация портфеля основных и дополнительных образовательных программ, развитие системы дистанционного  студ. весна2(в том числе онлайн) обучения, открытие полилингвальных курсов. В стратегической перспективе модель развития института реализовывается на основе проектного подхода.  В структуре ИНЭФБ создан Проектный офис стратегического развития Института, который представляет собой подразделение, отвечающее за методологическое и организационное обеспечение проектного управления в ИНЭФБ для достижения стратегических целей и задач Института, а также мониторинга и контроля проектов в рамках текущей деятельности Института. Студ. веснаСформирован  портфель приоритетных проектов ИНЭФБ, каждый из которых ориентирован на развитие какого либо направления работы института – учебной работы, дополнительного образования, научной деятельности, проектной работы студентов, профориентации, трудоустройства выпускников, международного сотрудничества. Некоторые из проектов уже запущены и реализуются в тестовом режиме. Так, например, на площадке ИНЭФБ развернула работу Малая академии экономики и бизнеса (МАЭБ ИНЭФБ БашГУ) основная идея создания которой заключается в формировании устойчивого взаимодействия Института с подростковой средой путем активной работы с контингентом школьников и вовлечении их  в деятельность ИНЭФБ.    

В настоящее время  Институт экономики финансов и бизнеса БашГУ по праву занимает лидирующие позиции в регионе в сфере профессиональной подготовки (переподготовки) экономических, управленческих и предпринимательских кадров для региональной и национальной экономики и студент, обучающийся в ИНЭФБ БашГУ знает, что в будущем он получит не только диплом престижного вуза, но и великолепные знания в профессиональной сфере, которые в дальнейшем помогут ему активно развиваться, продвигаться по карьерной лестнице и достигать жизненных и профессиональных целей.

 

Рекомендуем ознакомиться с презентацией об институте и его кафедрах, а также с буклетом института для абитуриентов.

Центр дополнительного профессионального и электронного образования ИНЭФБ БашГУ

Центр дополнительного профессионального и электронного образования Института экономики, финансов и бизнеса Башгосуниверситета (ЦДПЭО ИНЭФБ БашГУ) предлагает широкий спектр образовательных услуг по дополнительному довузовскому  и студенческом образованию, повышению квалификации и профессиональной переподготовки, с приоритетным использованием электронных образовательных технологий.

Основными направлениями  деятельности ЦДПЭО ИНЭФБ БашГУ  являются:

- отбор лучших практик дополнительного, профессионального и электронного образования, внедрение их в основной образовательный процесс ИНЭФБ и деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, довузовскому образованию,  повышению квалификации и профессиональной переподготовки широкого круга специалистов (прежде всего по направлениям подготовки в рамках  укрупненной группы специальностей  38.00.00 Экономика и управление, а также профессорско-преподавательского состава (ППС);

- содействие развитию дистанционного образования в вузе, расширение применения средств дистанционного обучения по уровням и формам обучения для реализации основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры очной и заочной форм обучения, программ повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки, довузовского и дополнительного образования для студентов;

- содействие развитию электронной образовательной среды (ЭОС) вуза, расширение применения цифровых инструментов в обучении и внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, координация работы «Цифровой мастерской преподавателя»;

- содействие расширению возможностей для обучающихся формировать персональную среду обучения, оказание консультационной помощи по формированию цифровой грамотности и надпрофессиональных цифровых компетенций;

- повышение «видимости» ИНЭФБ на региональных и федеральных платформах электронного образования и продвижение на лидерские позиции среди стейкхолдеров по формированию цифровой экосистемы республики.

Программы студенческого и довузовского дополнительного образования с выдачей сертификата установленного образца;

Программы повышения квалификации с выдачей удостоверения о повышении квалификации установленного образца;

Программы профессиональной подготовки и переподготовки с выдачей диплома, дающего право на выполнение нового вида деятельности и/или свидетельствующего о присвоении квалификации.